структурализм

  • 101ЛЕЙДЕНСКАЯ ШКОЛА —         одно из ведущих структуралистских направлений совр. зап. этнологии и культурной антропологии. Возникла и развивается в Лей ден. ун те в Нидерландах. В наст. время исследования в рамках этого направления проводятся также в Свободном ун те… …

    Энциклопедия культурологии

  • 102ЛОТМАН —         Юрий Михайлович (1922 1993) литературовед, культуролог, искусствовед, семиотик, глава тартуско московской структурно семиотич. школы гуманитарных исследований. Отец известный адвокат, в к. 20 х гг. отказавшийся от практики в связи с… …

    Энциклопедия культурологии

  • 103ПАРАДИГМА —         образец или модель. Как особый термин понятие П. введено амер. методологом науки Т. Куном в кн. “Структура научных революций” (1962) для обозначения преобладающих в деятельности опр. научного сооб ва проблем и решений.         П.… …

    Энциклопедия культурологии

  • 104РИКЁР —         (Ricoeur) Поль (р. 1913) франц. философ, представитель феноменологич. герменевтики, проф. ун тов Страсбурга, Парижа, Чикаго, член директората журналов “Espirt” (“Дух”) и “Christianisme social” (“Социальное христианство”). В своем… …

    Энциклопедия культурологии

  • 105СЕМИОТИКА —         (семиология) (от греч. знак)         наука о знаках и знаковых системах, знаковом (использующем знаки) поведении и знаковой лингвистич. и нелингвистич. коммуникации.         Совр. С. получила исходные импульсы в трудах амер. философа Ч.… …

    Энциклопедия культурологии

  • 106СИМВОЛ —         (от греч. знак, примета)         1) в искусственных формализованных языках понятие, тождественное знаку; 2) в эстетике и философии искусства универсальная категория, отражающая специфику образного освоения жизни искусством содержат,… …

    Энциклопедия культурологии

  • 107СОССЮР —         (Saussure) Фердинанд де (1857 1913) швейц. языковед. Получил классич. образование. Уже в школьные годы проявлял интерес к вопросам языка, самостоятельно изучал санскрит, но в 1875, под влиянием семейных традиций, отдававших предпочтение… …

    Энциклопедия культурологии

  • 108СТИЛЬ —         устоявшаяся форма худож. самоопределения эпохи, региона, нации, социальной или творч. группы либо отд. личности. Тесно связанное с эстетич. самовыражением и составляя центр, предмет истории лит ры и искусства, понятие это, однако,… …

    Энциклопедия культурологии

  • 109СЮРРЕАЛИЗМ —         (франц. “сверх реализм”, “над реализм”)         направление в лит ре и искусстве, возникшее во Франции благодаря деятельности группы писателей и художников под руководством поэта Андре Бретона (1896 1966). Первым сюрреалистическим… …

    Энциклопедия культурологии

  • 110ТАРТУСКО-МОСКОВСКАЯ ШКОЛА —         направле ние в отеч. (русскоязычной) семиотике, лингвистике, лит ведении, культурологии. На основании того, что в рамках данной школы осуществлялось применение структурно семиотич. методов к анализу языков культуры и культурных текстов,… …

    Энциклопедия культурологии

  • 111ЧЕЛОВЕК —         особый род сущего, творец исторического развития, культуры, субъект социального творчества. Ч. биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия, обладающее …

    Энциклопедия культурологии

  • 112ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА —         древнейшая и неотъемлемая часть общей культуры человечества; содержит систему самых общих представлений о происхождении, строении и мировом порядке (слово “эзотерический”, т.е. внутренний, эсотерикос, означает тайное, сокровенное знание,… …

    Энциклопедия культурологии

  • 113ЭТНОЛОГИЯ —         наука о сравнит, изучении культур, в амер. традиции часть или синоним культурной антропологии, в европейской (брит. и франц.) аналог социальной антропологии, в странах нем. языка самостоят. направление исследования. Базовая единица… …

    Энциклопедия культурологии

  • 114КИНО — искусство, не просто специфическое для ХХ в., но в определенном смысле создавшее сам образ ХХ в. Поэтому естественно, что К. разделяет с ХХ в. самую острую его онтологическую и эстетическую проблему: проблему разграничения текста и реальности (см …

    Энциклопедия культурологии

  • 115СТРУКТУРНАЯ ПОЭТИКА — направление в литературоведении начала 1960 х – конца 1970 х гг., взявшее основные методологические установки, с одной стороны, у классической структурной лингвистики де Соссюра и, с другой стороны, у русской формальной школы 1920 х гг. (см.… …

    Энциклопедия культурологии

  • 116Эстетика — (от др. греч. aisthanomai чувствовать; aisthetikos воспринимаемый чувствами) Наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого …

    Энциклопедия культурологии

  • 117ЛАКАН — (Lacan) Жак (1901 1981) фр. психиатр и психоаналитик, философ психоанализа, основатель структурного психоанализа. Создатель школы и учения лаканизма, получившего широкое распространение не только во Франции, но и за ее пределами. Л. начинал как… …

    Философская энциклопедия

  • 118МЕНТАЛЬНОСТЬ — (от лат. mens сознание, ум) образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы. М. является более широким и вместе с тем менее ясным понятием, чем стиль мышления, характеризующий лишь интеллектуальную предрасположенность к определенным …

    Философская энциклопедия

  • 119СИМВОЛ — (от греч. symbolon знак, опознавательная примета) идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание. С. стоит между (чистым) знаком, у которого… …

    Философская энциклопедия

  • 120СИМВОЛИЗМ — филос. концепции, построенные на основе интерпретации понятия символа как первоосно вания связи бытия, мышления, личности и культуры. (В узком смысле эстетическое направление и художественный стиль в европейской культуре с 1880 х по 1920 е гг.)… …

    Философская энциклопедия